Танцы в городе Одесса. Часть вторая

Танцы в городе Одесса. Часть вторая
Фламенко
Удивительно, но фламенко и кастаньеты друг друга не очень любят. Кастаньеты мешают танцующим фламенко, байлаорам, выразить себя в танце движениями кистей рук, что является важной частью танца.
Фламенко, как и любое направление, делит людей, которые этим видом искусства занимаются, на три категории: танцоры (байлаоры), певцы (кантаоры), музыканты (токаоры).
Фламенко – танец редко парный, повести партнершу на шаг назад там признак почти дурного тона, но вот задать партнерше настроение – бонтон! Танец невероятно красивый, но его главный недостаток в том, что он не социальный, его не станцуешь нигде, кроме маленьких ресторанчиков Андалусии. А вот там, в Андалусии – раздолье! Там принято всю ночь кочевать из ресторанчика в ресторанчик, наслаждаясь мастерством байлаоров, кантаоров и токаоров. И, поверьте, в равной степени ценятся все!
Откуда и как в Андалусию пришло фламенко, доподлинно никто не знает. Считается, что истинные его носители и знатоки – это испанские цыгане. Во фламенко есть все: и цыганская тяга к свободе, и надрывная цыганская грусть, и цыганская бесшабашность, и неуемная музыкальность и певучесть.
Стилей фламенко, палос, существует больше пятидесяти. Они делятся на две группы: канте хондо (древнему) и канте фламенко (включающем в себя и танец, и пение, и игру). Самые популярные палос – тонья, солеА, фанданго, сегирия.
Сейчас активно развиваются направления фламенко, смежные с другими стилями: фламенко-поп, фламенко-джаз, танго-фламенко и т.п. Yевероятно, но у фламенко есть даже своя «Фламенкология»! Чтобы чтили традиции не хулиганили!
Фильмы о фламенко очень любит снимать Карлос Саура, как он в них и их названиях нt путается – остается загадкой. «Кармен» (1983), «Кровавая свадьба» (1981), «Фламенко» (1955, 1995), «Фламенко, фламенко» (2010), «Фламенко моего сердца» (2006).
Свинг
Еще один социальный танец, с которого, видимо и началась сексуальная революция в Европе. Эпоха свинга охватывает период с двадцатых по сороковые двадцатого века. Свинг – дитя джаза, и, точно так же, как и джаз, имеет африканские корни. Сегодняшний свинг уже, конечно, не тот свинг, который танцевали в двадцатых. Для того, чтобы достичь большего мастерства в танце, танцоры разучивали сразу несколько парных танцев, что неизбежно привело к смешению стилей. Это смешение ощущается в музыке больше, нежели в самих движениях, но и пограничныt стили, такие как, к примеру, свинг+танго=сванго, имеют место быть. Свинг, как танец, хорош тем, что его можно танцевать под практически любую современную музыку, что дает танцорам больше свободы и площадок для применения умений и навыков.
Свинг – танец афро-американский. Из-за расовой сегрегации и жестких ограничений для чернокожих, вся свингующая талантливая молодежь в начале двадцатого века перемещалась на север, где отношение к неграм было иным. Там и возникали слияния свинга с уже существующими танцевальными стилями того или иного города. Таким образом, к тридцатым, в Америке каждый город свинговал в своем уникальном стиле. Вот потому и стилей в свинге больше, нежели в любом другом виде социальных танцев.
Из кино о свинге смотрите: «Любовь и танцы»(2009), «Стиляги»(2008), «Время свинга»(1936), «Дети свинга»(1993), «Бриолин»(1978), «Крик»(1991), «Джонни Замша» (1991), «Ла Бамба» (1987), «Улицы в огне» (1984), «Плакса» (1990), «Улыбка Моны Лизы» (2003), «Заговор проказниц»(1998).
Степ
Степ начали выбивать моряки на деревянной палубе. Им, морякам, заняться в свободное время было нечем, а каблуки по палубе так здорово стучали! Еще степ ловко отбивали странствующие ирландские учителя танцев, которым приходилось залезать для этого на бочки. Но удары по дереву все равно были ритмичными и завораживающими, а ловкость ног привлекала желающих научиться делать то же самое.
Степ, или чечетка (русский степ), приобрел популярность благодаря Голливуду. С появлением звука, растерянные сценаристы не сразу сообразили, о чем таком могут разговаривать герои, но вот о чем они могут танцевать, проблем не возникало. Чечетку били с конца двадцатых и не перестают бить до сих пор. Из-за того, что дубовый паркет нынче дорог и раритетен, танцорам, которые в былые времена довольствовались бы всего лишь дубовыми половыми досками и твердыми каблуками, приходится выписывать специальную обувь с подковками.
Собственно, саму чечетку просто так редко кто бьет. Как и в прочих танцах, произошло смешение стилей, и вы услышите и увидите отбивание ритма каблуками в народных танцах, во фламенко, в свинге, добавление в степ элементов современных танцев и классического балета, что обогатило рисунок танца и сделало его более привлекательным.
К сожалению, степ – танец не социальный. На редких тематических вечеринках можно отбить его в унисон с товарищами по подковкам, но добавление его в иные танцы, как элемента ритма – очень распространенная практика.
Исключительно талантливо чечетку отбивали в фильмах: «Зимний вечер в Гаграх»(1985), «Поющие под дождем», «Мы из джаза»(1983), «Каблуки» (2000), «Артист» (2010), «Сороконожка танцует чечетку» (1977), «Билли Эллиот» (2000).
Танец живота
Belly dance в том виде, в котором мы к нему привыкли – это удачное сочетание восточной и западной культур. Raqs Sharqi (араб.), или Oryantal dansı (турецк.), включает в себя около пятидесяти направлений, среди которых выделяют фольклор и «кабаре». Влияние обоих направлений друг на друга очевидно: фольклор берет у кабаре зрелищность и яркие костюмы, кабаре же за счет фольклора обогащается шагами и движениями. Мы привыкли к тому, что танец живота – танец женский, однако, существуют и мужские направления, например, тахтиб и танура. На территории бывшего СССР распространены два направления в изучении восточных танцев: классический танец живота и танцевально-двигательная терапия.
В восточных танцах выделяют следующие стили:
Из фильмов о восточных танцах наиболее популярен, конечно, бразильский телесериал «Клон» (1999). Также поклонники смотрят «Сказки песка» (2008) – единственный фильм, где танец живота исполняют профессиональные танцовщицы, A Cigarette and a Glass (1955), The Way of the Devil (1963), Samia Forever (Documentary, 2003), Valley of the Kings (1954).
Автор: Алена Ковалевская